На данный момент я издал восемь сборников своих стихов, семь из которых выпущены в формате "книга художника"* и поэму Сергея Есенина "Пугачёв" с рисунками Олега Власова под общим названием "Дорогие мои, хор-р-рошие...". В планах - стихи и переводы с польского моего Отца - Юрия Михайловича Фёдорова, а также отдельный сборник польского поэта Анджея Бартынского в его же переводах 60-х, 80-х годов.

 

Пианино – мой второй поэтический сборник, 
включающий в себя стихи первых трёх лет нынешнего века 
и тысячелетия. Как мне кажется, стихи из этой книжки, 
а иногда и «тексты, записанные определённым образом», 
продолжают европейскую и русскую поэтическую традицию, 
зародившуюся в начале 50-х годов ХХ столетия 
и обозначенную критикой как «интеллектуально-философская» 
или «моралистическая»  лирика. 
Я бы назвал её «гуманистической», то есть - 
«общечеловеческой», и в тоже время очень «личной»...  
Для широкого круга, в том числе и не подготовленных, 
читателей...
 
От автора

Книжка, которую вы держите в руках, написана и сделана мною… То есть, полностью, от набора и редактуры текстов, до макета и вывода на печать. 
Не знаю, хорошо ли это (в отдельных случаях, наверное, нет), но если я могу сделать что-то сам, то стараюсь не передоверять это другим… 
Фотографии в книге, в основном, отцовские - 60-х – 80х годов, которыми я бесконечно дорожу, и которые, на мой взгляд, удивительны… Есть мои, несколько армейских, а также общеизвестные и заимствованные, как, например, портрет Маяковского в Нью-Йорке…
Читать и смотреть дальше...


УЛИЦЫ И МЫ – (хронологически) мой первый
поэтический сборник,
включающий в себя избранные стихи
80-х, 90-х годов прошлого столетия...

 

И это был такой длинный путь…

Сборник, который вы держите в своих руках, включает в себя избранные стихотворения, написанные мною за период, начинающийся 80-ми и завершающийся концом 90-х годов ХХ столетия. Хронологически эта книжка является первой (второй – книга стихов и фотографий «Пианино»), хотя фактически получилось наоборот. Вначале я издал «Пианино», а уж потом приступил к работе над этим сборником…

Стихи, которые вы найдёте здесь, написаны в разных возрастах и в разном Времени. В большинстве своём они - автобиографичны… Ранние - юношеские, стихи армейского периода, поэтические эксперименты конца 80-х (а это была целая эпоха как в жизни нашего поколения, так и в судьбе Страны), трагические - начала 90-х, стихи пробуждающейся зрелости середины последнего десятилетия прошлого века, строфы возникшие в самом его конце, в преддверии века настоящего…
Читать и смотреть дальше...
 


ДОЖДЬ НА ЗЕМЛЕ – мой третий поэтический сборник,
включающий в себя избранные стихи последних лет.
Для широкого круга вдумчивых и немногочисленных,
читателей...
 

ДЖАЗОВЫЙ ВЕЧЕР СЕГОДНЯ


Всматриваясь в лица прохожих,
отмечая даты календарей,
поднимая голову к небу,
я знаю, что, вряд ли найду то,
что искал…
Вслушиваясь в звуки пианино и контрабаса…


Ну, так что же?
Жизнь наполнена смыслами
которые не требуют расшифровок.

Пять четвертей.
Стихотворенья – театр.
Пошлёпывание дождей по мостовой…
Я один в этот вечер,
укрытый любовью и снегом,
согретый холодной звездой.

Я не требую уже никаких подтверждений,
вознаграждений, подсказок.
Не спрашиваю у прохожих пароля.
Не жду кивка головой в ответ
на собственное «Ничего…»

Читать и смотреть дальше...


ВРЕМЯ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ – мой четвёртый поэтический
сборник, включающий в себя избранные стихи последних лет.
 

ВРЕМЯ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ...

Почка набухает
лист зеленеет
потом опадает…

Время не стоит на месте…

Вчерашние девочки
С малышами своими гуляют…

Время не стоит на месте

Бывшие комсорги
Ушли в олигархи

Время не стоит на месте…

Аспиранты в таксисты
А метили в Плутархи

Время не стоит на месте

Уличные таксофоны
превратились в айфоны…

Время не стоит на месте

Поэты в шоуменов
Фарцовщики в староверов

Время не стоит на месте

Вчерашние оккультисты
В религиозных патриотов
Вчерашние окулисты
В полуслепых идиотов…

Время не стоит на месте

И я вчера ещё
Был всего-навсего мальчиком

Время не стоит на месте…


12-13.08.2010
 

Читать и смотреть разороты...
 


 

Вместо предисловия…

Если совсем коротко, то книга представляет собой сборник стихов и текстов, написанных мною и опубликованных в Живом Журнале на протяжении предыдущего 2012 и начала текущего годов в хронологической последовательности… За исключением первых трёх (“Жить”. “Несколько полезных советов…”, “МОСКВА-НЕМОСКВА”), а также “Весёлого автобуса”, датированного 2011 годом.  Стихи эти не входили в предыдущие книги, а интонационно, на мой взгляд, довольно естественно вписались в данный цикл. Конечно, содержание этого сборника отличается от содержания предыдущих (“Улицы и мы”, “Пианино”, “Дождь на земле”, “Время не стоит на месте…”), хотя в каждом из них, помимо лирически-личностных стихотворений, есть достаточно жесткие, мировоззренческие…

Читать и смотреть дальше...

 

 

"УЛИЦЫ И МЫ" (стихи 80-х, 90-х),

"ПИАНИНО" /2001-2003/,

"ДОЖДЬ НА ЗЕМЛЕ..." /2003-2011/,

"ВРЕМЯ НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ" /2006-2011/,

"48 оборотов"/2012-13/,

"1000 красивых девушек" /2013/,

"НА ЗАПАСНОМ АЭРОДРОМЕ" /2014/,

"ЖИЗНЬ-ОНЛАЙН, ВОЙНА-ОНЛАЙН" /2015/,

"ЛУЗЕР-БЛЮЗ" /2015/,

"РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, или стихи, заметки и эссе из цикла "Рассказы о художниках"" /2016/.

"РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ..." /2017, 2019/ (расширенное и дополненное издание)

Не реализованный издательский проект - книга "ЯНВАРСКИЙ АВТОБУС". 

 

РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ – книга стихов о художниках и про художников – любимых мною, почитаемых мною, широко и не очень известных сейчас, а когда-то – гонимых и не признанных. 
А также поэтических перекличек и диалогов с некоторыми произведениями Мировой Живописи. 
Все эти произведения, созданные в разные эпохи, и люди, продолжающие жить вне времени – часть меня. Я отражаюсь в них, они во мне, поэтому я и назвал эту книгу «Разговор с зеркалами».


"РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ". 2019

В зеркалах отражаются – Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Питер Брейгель, Караваджо, Анри Матисс, Марк Шагал, Леонардо да Винчи, Амедео Модильяни, Поль Сезанн, Фрида Кало, Рембрандт, Вермеер Дельфтский, Анри Тулуз-Лотрек, Рене Магритт, Кузьма Петров-Водкин, Виктор Попков, Эндрю Уайет, Андрей Рублёв, Иероним Босх, Клод Моне, Михаил Врубель, Василий Суриков, Александр Иванов, Василий Кандинский, Сандро Боттичелли, Павел Федотов, Хуан Миро, Эдвард Мунк, Диего Веласкес и другие… 

Кто знает, что там впереди? 
Что замаячит…? 
Пока кувшинки плавают в пруду, 
Тропинка вьётся между кипарисов, 
Подсолнухи горят и девочка, в анфас, 
Так смотрит вдумчиво… 
И блудный сын к отцу, прижавшись, плачет, 
И чаша на столе стоит, 
Надежда есть у нас… 

(«Надежда»)

Вступительное слово

 
               Поэма Сергея Есенина «Пугачёв» стоит не то, чтобы особняком в его творчестве, но, в каком-то смысле, отдельно. Шекспировского уровня драматургический замах, историческая хроника русского бунта, оставившая свой след в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», вязкий, образный есенинский язык… 
 
В изобразительном искусстве к личности  Пугачёва обращались не так уж часто, преимущественно в 20-е годы. Это был так же, как и Степана Разина, образ бунтаря, русского Робин Гуда, борца с самодержавием за права «униженных и оскорблённых». Образ утрированный, почти карикатурный… На моей книжной полке стоит когда-то купленная в букинистическом магазине поэма Василия Каменского «Емельян Пугач» (книга 1936 года издания). Рисунки к ней сделаны в такой вот, линейной, гротескной манере… В 1980 году Татьяна Назаренко закончила работу над большим, программным живописным полотном, которое называлось «Пугачёв». Емельяна везут в клетке. Клетка эта отчасти растворяется в воздухе. Она, в определённом смысле,  условна… На заднем плане скупой пейзаж с деревянной крепостью ли, острогом… На переднем - Суворов на белом коне с печальным, отстраненным выражением лица. За ним солдаты. Безликий ряд исполнителей – статистов. 
Пугачёв в красной рубахе, с раскинутыми, как на кресте руками, которыми он держится за деревянные прутья своей передвижной тюрьмы… 
В облике его – вопрос. И вопрос этот схож с тем, который задаёт Пугачёв Есенина в конце поэмы…

Читать и смотреть дальше...

ОТКРЫТКИ


В декабре 2012 года я издал шесть наборов открыток - четыре моих и два Власовских (Олег Власов был моим другом и чрезвычайно близким, по духу, изобразительному языку и профессиональным поискам Художником). Тиражи наборов незначительные - по 50 и 30 экз. Осталось, в общем-то, уже не так уж много экземпляров... За пределы города, к сожалению, эти наборы не вышли, если не считать лично подаренные мной некоторым московским друзьям и знакомым, а также отделам живописи и графики искусства ХХ века Государственной Третьяковской галерее, что на Крымском валу...

Читать и смотреть дальше...
 

Олег Фёдоров © olegfedorov@mail.ru