|
|
Об Олеге Власове… Олег Власов художник… А дальше не знаю что написать... Не простой судьбы? Мощной, яркой индивидуальности? Драматического мироощущения? Расхожие какие-то фразы, штампы… Олег был моим другом, близким другом, может, поэтому сложно…? Как живописец он оставил не так уж много работ. Но каждая из них этап в жизни, результат долгого периода обдумывания, “проживания”… Он был, по настоящему, не равнодушным и внимательным зрителем, читателем… Свободным от принадлежности к каким-то профессиональным сообществам и группам художником, человеком. Перелистывание альбомов, чтение книг, не спешные, продолжительные прогулки по залам московских и питерских музеев, а потом обсуждение увиденного, прочитанного, прочувствованного были весомой частью нашей жизни, возможно, наиболее важной частью, которая потом, а иногда и сразу, моментально - выливалась в написание и делание своих картин, текстов, стихов, линогравюр, рисунков… Увлечение французами - Утрилло, Сутиным, Модильяни оставило свой отпечаток в таких ранних вещах Олега, как “Дворик”, “Снег”, “Зима” (1985).Одна из самых любимых мною его работ “Сон” (1985) навеяна песней Александра Розенбаума “Серый в яблонях конь”. На мой взгляд, в ней также чувствуется влияние живописи Петрова-Водкина, фильмов Андрея Тарковского… Это очень русская, спокойная, созерцательная работа. В ней есть что-то невыразимое, то, о чём лучше промолчать, чем говорить... Конь проскакал, часовня отражается в озере, мальчик спит в траве, тихий ангел пролетел… Олег никогда не стеснялся говорить о своих “Учителях” в искусстве и пристрастиях… В “Пьянице” (1987), отчасти, материализовалось его увлечение Хальсом, в “Ковчеге” (самая загадочная и масштабная его работа. Писал он её на протяжении 4 лет) австралийским искусством, наскальными росписями… Возникновение “Флейтистов” (1988) напрямую связана с музыкой Глюка, его знаменитой темой из “Орфея и Эвридики”, но не только…”Канатоходец” (1986) - с песней Владимира Высоцкого “Четыре четверти пути” и очень отдалённо, условно, я бы сказал, с живописью Шагала, которую Олег любил, которой восхищался… Так же, впрочем, как русской иконописью, лубком, работами импрессионистов, Гогена, Ван Гога, немецких художников начала ХХ века и множеством других явлений в Культуре, мировой живописи, графике, кинематографе, музыке, поэзии, литературе…В Жизни и в Искусстве…Его увлечение керамикой оставило целый ряд высококлассных авторских работ, сделанных в различной манере начиная с миниатюрной, настольной “Перечницы” и заканчивая многочисленными тарелками, масками и такими монументальными, пусть и не большими по размеру, работами, как “Распятие” и “Адам и Ева” (1992
Его графические циклы и рисунки пронизаны любовью и сочувствием к
человеку, не зависимо от того, какое место в этой жизни он занимает
(“Дворник”, “Шут”, “Пьяница”, “Лев Толстой”. “Еврей в соломенной шляпе”
(1986-87). Отдельно хотелось бы выделить рисунок, который я условно
называю “Одиночество” или “Под усталым фонарём” (1986) и удивительные по
глубине, выразительности и точности соответствия литературному и
поэтическому первоисточникам - иллюстрации (скорее, даже, авторские
рисунки) к поэме Сергея Есенина “Пугачёв” (1986-87) и повести Леонида
Андреева “Иуда Искариот” (1985). Образ Пугачёва, на мой взгляд, лучше
чем Олег, в мировом графическом пространстве, никто не создал, и уже не
создаст… Так же , как “Колу Брюньона” Евгения Кибрика, “Дон Кихота”
Гюстава Доре, “Алису в стране чудес” Геннадия Калиновского.
С творчеством Вольфганга Борхерта, немецкого писателя, прожившего всего
лишь 26 лет и оставившего после себя в 1947 году одну пьесу и несколько
сборников рассказов - когда-то познакомил Олега я, а меня мой Отец.
Результатом этого знакомства (опять же не просто “знакомства”, а
“погружения” в поэтическую прозу Борхерта), являются две живописные
работы и три графических листа: “Ночь” (1986), написанная по мотивам
рассказа“Город”, и “Жираф” (1987) (одна из программных работ Олега,
пожалуй, самая узнаваемая и любимая зрителями) которая, в общем-то,
является живописной интерпретацией последней фразы рассказа “Поезда днём
и ночью”: |
|
|
Ж и в о п и с ь, г р а ф и к а, к е р а м и к а...
|
Олег Фёдоров © olegfedorov@mail.ru |