|
Н.Д. Зотов-Матвеев
книга
Ю.М.Федорова «Сумма антропологии.
Кн.1
Расширяющаяся вселенная Абсолюта».
Любое философско-антропологическое
исследование начинается с
вопроса: "Что такое человек,
каковы его сущностные силы?"
Многие мыслители пытались
ответить на этот вопрос,
перечисляя те или иные
уникальные человеческие свойства.
В одних
философских направлениях
"природа"
человеческих
сущностных
сил рассматривается как
сакральная и трансцендентная,
в других -
как культуротворческая и родовая,
в третьих - как социальная и
деятельностная,
в четвертых - как
биологическая и даже
рациональная (гомо сапиенс).
В монографии предпринята
попытка синтеза основных
концептуальных версий о
сущностных силах Человека на
основе принципов русского
космизма.
Выделим основное, главное,
что осуществлено Ю.М.Федоровым в
процессе разработки им
мировоззренческой концепции
Сущего.
Во-первых, дана оригинальная
версия трансцендентных
первоначал человеческого
существования,
состоящих из семантического,
онтологического и ментального
модусов Пустоты,
Ничто, перманентная
проявленность которых в Полноту,
Нечто и есть Исторический процесс,
континуум которого с одной
стороны "ограничен" Свободой,
Символом, Бесконечным Субъектом,
а с другой - Необходимостью,
Знанием, Конечным Субъектом.
Во-вторых, разработана
мировоззренческая
концептуализация, основу
которой составляет иерархия
онтологических
статусов Человека.
Со всей определенностью
заявлено, что нет бытия вне
человека, как
нет и человека вне бытия.
Она не случайно
названа автором
субъектоцентристской,
так как в ее центр поставлен
Человек как Микрокосм
равноценный
Макрокосму.
Такой субъектный подход к
целостности Человека и его Мира
противоположен объектному
подходу, господствующему
в крайнем сциентизме,
позитивизме,
натурализме
и социологизме.
Он выполнен в традиции
миропонимания и
мировоспроизведения,
характерной для русского
космизма, в традициях
экзистенциализма и персонализма (Н.Бердяев,
П.Флоренский,
С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, С.Кьеркегор,
М.Хайдеггер, К.Ясперс).
В-третьих, предложена
оригинальная авторская
модель семантического
пространства человеческого бытия,
основу которой составляют
символы, ценности,
нормы и знания, связанные между
собой не только функционально, но
и генетически. Это позволило
вплотную подойти к решению
вопроса о соотношении культа,
культуры, цивилизации
и технологии в качестве "вложенных
систем" универсума
объективаций многоуровневого
человеческого
существования.
Во-четвертых, на основе
разработанной автором
семантической модели
человеческого
существования
им построена
модель иерархии Бытия,
состоящей из космического,
родового, социального и
природного универсумов, а также
определена онтологическая
типология человеческой
ментальности.
В-пятых, разработан
основной категориальный
каркас философской антропологии (по
Ю.М.Федорову "онтологической
антропологии"), который
может лечь
в основание развития
целостного учения о человеке,
а также найти применение в
психологии, социологии,
политологии, в других научных
дисциплинах для уточнения их
версий о человеческой
феноменальности.
Новизна
авторской концепции,
оригинальность
и глубина
высказанных им идей,
тщательно проработанных в
тексте, безупречном по
выразительности
и концептуальной
точности языка,
свидетельствуют о
высоких достоинствах
предложенного труда,
выполненного в строгом
соответствии с требованиями
академического жанра.
Считаем, что книга Ю.М.Федорова
"Сумма антропологии"
достойна выйти в свет в
издательстве "Наука",
она явится весьма
значительным вкладом в развитие
современных представлений
человека о собственной
целостности и
универсальности
и, без сомнения, заинтересует
сообщество ученых.
|
|