Возврат на главную
    


Н.Д. Зотов-Матвеев

 книга Ю.М.Федорова «Сумма антропологии.

 Кн.1 Расширяющаяся вселенная Абсолюта».

 

     Любое философско-антропологическое исследование начинается с вопроса: "Что такое человек, каковы его сущностные силы?" Многие мыслители пытались ответить на этот вопрос,  перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства.  В  одних  философских направлениях  "природа"  человеческих  сущностных  сил рассматривается как сакральная и трансцендентная,  в других  - как культуротворческая и родовая, в третьих - как социальная и деятельностная,  в четвертых - как биологическая и даже рациональная (гомо сапиенс).  В монографии предпринята попытка синтеза основных концептуальных версий о сущностных силах Человека на основе принципов русского космизма.

     Выделим основное, главное, что осуществлено Ю.М.Федоровым в процессе разработки им мировоззренческой концепции Сущего.

     Во-первых, дана оригинальная версия трансцендентных  первоначал человеческого существования,  состоящих из семантического, онтологического и ментального  модусов  Пустоты,  Ничто, перманентная проявленность которых в Полноту, Нечто и есть Исторический процесс,  континуум которого с одной стороны "ограничен" Свободой, Символом, Бесконечным Субъектом, а с другой - Необходимостью, Знанием, Конечным Субъектом.

     Во-вторых, разработана  мировоззренческая  концептуализация, основу которой составляет иерархия онтологических  статусов Человека.  Со всей определенностью заявлено, что нет бытия вне человека,  как нет и человека вне бытия.  Она не  случайно названа автором субъектоцентристской,  так как в ее центр поставлен Человек как  Микрокосм  равноценный  Макрокосму.  Такой субъектный подход к целостности Человека и его Мира противоположен объектному подходу,  господствующему в крайнем сциентизме,  позитивизме,  натурализме  и социологизме.  Он выполнен в традиции миропонимания и мировоспроизведения,  характерной для русского космизма, в традициях экзистенциализма и персонализма (Н.Бердяев,  П.Флоренский,  С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс).

     В-третьих, предложена оригинальная авторская  модель  семантического пространства человеческого бытия,  основу которой составляют символы,  ценности, нормы и знания, связанные между собой не только функционально, но и генетически. Это позволило вплотную подойти к решению вопроса о соотношении культа, культуры,  цивилизации  и технологии в качестве "вложенных систем" универсума объективаций многоуровневого человеческого  существования.

     Во-четвертых, на основе разработанной автором семантической модели человеческого  существования  им  построена  модель иерархии Бытия,  состоящей из космического, родового, социального и природного универсумов, а также определена онтологическая типология человеческой ментальности.

     В-пятых, разработан  основной категориальный каркас философской антропологии (по Ю.М.Федорову "онтологической антропологии"), который  может  лечь  в основание развития целостного учения о человеке,  а также найти применение в психологии, социологии,  политологии, в других научных дисциплинах для уточнения их версий о человеческой феноменальности.

Новизна авторской  концепции,  оригинальность  и  глубина высказанных им идей,  тщательно проработанных в тексте, безупречном по выразительности  и  концептуальной  точности  языка, свидетельствуют о  высоких  достоинствах  предложенного труда, выполненного в строгом соответствии с требованиями академического жанра.  Считаем, что книга Ю.М.Федорова "Сумма антропологии" достойна выйти в свет в издательстве "Наука",  она явится весьма значительным вкладом в развитие современных представлений человека о собственной целостности  и  универсальности  и, без сомнения, заинтересует сообщество ученых.

 Вернуться в раздел

 
 

     Концепция и дизайн - Олег Фёдоров  © 2003-2008