Татьяна Быкова
Открывший
нам свое небо
Все, что написано и сказано Ю.М.
Федоровым, требует усилий,- а это
свидетельство доверия философа к
нам, читающим, внимающим.
Много
ли нас? Должно быть, немного, ведь
только последняя книга философа
– это 714 страниц текста, 158 сносок,
завершение целостной философской
системы, которую сам Юрий
Михайлович определял как
прочтение (глава за главой)
человеческой метаистории, какой
она неявно прописана в абсолютном
мифе,- субъектоцентристскую
метафизическую интерпретацию
которого и предложил философ в
книге третьей своего труда «Сумма
антропологий» - «Антропологическая
философия».
Такие книги не
читаются с лету или на ходу. Они
требуют не только
интеллектуальных усилий, но и
особой настроенности.
Перед нами не
концепция выживания, а программа
Возрождения как Восхождения к
Первоистокам (1, с.711)1,
которая может стать азбукой
нового мировоззрения, если
философа захотят услышать.
Юрий Михайлович
жил с острым ощущением «распада
времен», потери человеком смысла
своего бытия. Он показал «опасные
бытьможности» Истории: конец
истории возможен, но не как
физический, а как духовный
процесс.
Философ задает
животрепещущий вопрос: что
необходимо спасать в первую
очередь?
При объектном
подходе прежде всего имеется в
виду спасение мира, даже ценой
гибели человеческой души. Юрий
Михайлович – сторонник
субъектного подхода, а значит –
сторонник той точки зрения, что
человек должен заниматься отнюдь
не сохранением падшего мира, не
выживанием, что часто означает
желание жить любой ценой.
Убежище
человека не во внешнем мире, «его
там нет и быть не может» (1, с.696)2,
- говорит нам философ. «Чтобы
произошло чудо самовозвращения
человека, прежде всего необходимо
разбудить его спящую душу» (там же)3.
Но
захочет ли человек проснуться?
«Человек
может устать от бытия и пожелать
полного своего исчезновения в
абсолютном забвении», - говорит
нам философ в заключительных
главах своей книги (1, с.699)4,
Серьезность
тревоги о судьбе человека –
основная музыкальная тема
этой книги
– симфонии. Человек как телесный
субъект, для которого душа – это «сплошные
потемки», рискует стать не
Символом, каким он был на заре
своей истории, а всего лишь
Термином, «вернее, незначительной
сноской к нему в едином Словаре
Логики, совершенно неприметной
сноской к его присутствию при
Конце Истории» (там же)5.
Человек оказывается перед
выбором: вернуться к изначальной
предустановленной гармонии жизни
или адаптироваться к
бесчеловечному порядку вещей
ценой полного духовного распада
личности.
Свою
концепцию Юрий Михайлович назвал
концепцией «творческого
катастрофизма» (1, с.710)6. Это
значит, что человек философ все-таки
не исключает возможности
возвращения человека к свои
духовным корням; Он призывает «подчиниться
космогенезу, восстановить
приоритет высших форм
существования над низшими». Но
как?
«Необходим
подвиг Духа или Духовный Подвиг» -
таков суровый ответ философа (1,с.711)7,
который требует, конечно, широкой
интерпретации, большой духовной
работы.
Ю.М.
Федоров не претендует на истину в
последней инстанции, однако голос
его тверд: лишь «ощущение»
вселенской вины позволяет
человеку с достоинством
продолжить свою историю …(1, с.706)8
.
Книга
Юрий Михайловича, хотя она, по его
собственным словам, и не
переполнена радужным оптимизмом,
нацеливает нас на конструктивные
усилия, на более глубокое
отношение к жизни.
Концепция
Юрия Михайловича Федорова – это,
может быть, и есть сотериология –
учение о спасении, изложенное
философским языком с опорой на
метафизический дискурс.
В
этом смысле Юрий Михайлович –
продолжатель дела наших русских
философов – космистов. И в то же
время есть ощущение, что мы не
смогли еще постичь всей глубины
мыслей философа, мы только
сделали первые шаги навстречу
Учителю, который жил среди нас,
любил и страдал.
Мои
личные встречи с Юрием
Михайловичем были, к сожалению,
редкими9. Мыслитель-поэт,
открывший нам свое небо, удивлял
неожиданными метафорами. В одном
из своих стихотворений Юрий
Михайлович писал:
Много на свете разных
профессий,
Но у всех одна общая профессий
–
Идущий в гору. И у каждого своя
гора…
Учитель
уже достиг своей вершины, а мы еще
карабкаемся, чтобы увидеть свое
небо, как и завещал нам философ
– поэт.
Татьяна Александровна Быкова
Преподаватель Тюменского
колледжа искусств
Опубликовано
в газете «Тюменский курьер» 2004
|