|
Татьяна Быкова
Искусство эпиграфики и цитирования в работах Ю.М.Федорова
"Эпиграф мне видится в образе малого лоцманского суденышка,
вводящего большой корабль в гавань", подмечал писатель
Сигизмунд Кржижановский.
Есть произведения, которые
хорошо живут без эпиграфа. Огромное количество отсылок к
разнообразным научным и художественным источникам делает
философские работы "хорошо одетыми", серьезно упакованными.
Эпиграф кажется уже избыточным: как будто к ладно сшитому
костюму взять и пришпандорить еще и хлястик - так, для
красоты. Не так у Юрия Михайловича Федорова. Эпиграф
используется во всех его работах - только в книге третьей
"Суммы антропологии" их 23. Эпиграфами стали высказывания
Ортега-и-Гассета, Н.А.Бердяева,М.Хайдегера, Р.Арона, Ф.Ницше,
И.Гете, Э.Кассирера, Лао-Цзы, С.Н.Булгакова, В.Франкла,
А.Меня, Г.Зиммеля, Ж.Эллюля, Г.С.Батищева, И.Ефремова,
Ф.М.Достоевского, высказывания из Евангелия от Фомы (апокриф),
из Корана.
Бывает, что эпиграф дурачит
читателя, - у Юрия Михайловича этого нет. Философ использует
эпиграфы обильно, но ответственно и умно. Эпиграф направлен на
общение автора с читателем - он подсказывает, служит
путеводителем в мир смысла.
Философ использует эпиграф не
иллюстративно, а сомыслительно.
Эпиграф как смысловой конденсат
концентрирует внимание читателя на ключевых поворотах мысли, у
которой всегда есть потенциальная глубина, пробуждая читателя
к философскому творчеству. Вешится не только интеллектуальная
работа; читатель обогащается художественно, поскольку в
качестве эпиграфа выбираются, как правило, высказывания
мыслителей - стилистов, умевших выразить мысль в слове -
приеме, метафорически.
Излагая субъектоцентрическую
концепцию историософии, Ю.М.Федоров неоднократно подчеркивал,
что выражать свои интуиции сугубо понятийно представляется ему
делом трудным, - теряется живая, конкретная глубина и полнота
смысла, - отсюда поиск соответствующего стиля. Использование
эпиграфов становится необходимым стилистическим приемом,
помогающим эффектно развертывать концепцию, преодолевая
сугубую академичность.
Эпиграфика в работах
Ю.М.Федорова - не что иное как гарантия сохранения личностного
и авторского, которое может ускользнуть в ходе рационального
анализа. Эпиграфы не скрывают личных пристрастий философа,
концентрировано передают его философский опыт, говорят о его
философской культуре.
Заметно пристрастие Юрия
Михайловича к цитатам - это дань уважения к мыслителям, с
которыми вступает в полемику. Это включение множества голосов,
других сознаний, позволяющее создать полифоническое
философское произведение.
Без цитат оставалось бы "лишь
лупить барабанной дробью схоластической критики" (кн. 3, с.
633). Философ активно используя эпиграфы и цитаты, сумел
искусно аранжировать свои книги - симфонии, сумел перевести
трансцендентальные интенции на язык субьективно
ориентированного философского дискурса, обогащенного живой
философской речью.
Через эпиграфы и цитаты он
рассказал нам свою философскую биографию.
Книги, написанные в таком
стиле, являются весомой альтернативой узкорационалистическому
сознанию, постоянно апеллирующему не к целостному человеку, а
лишь к его рацио.
29 августа 2008
Т.А.Быкова, преподаватель философии филиала УралГАХА колледжа
искусств, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин УралГАХА,
заслуженный учитель России
|
|