|
П.В.Алексеев.
Философы
России Х1Х-ХХ столетий.
Биографии, идеи, труды.-4-е изд.,
перераб. и доп.-М.:Академический
Проект, 2002.-С.1011-1012.Федоров Юрий
Михайлович (автор статьи –
Шкарупа В.М.)
ФЕДОРОВ
Юрий Михайлович (р.23.06.1936)
- спец. по филос.
антропологии, онтологии и соц.
филос.; д-р филос. наук. Род. в г.Гудаута
(Абхазия). Окончил Омское
высшее общевойсковое командное
училище (1960), ВПА
(1970) и адъюнктуру при ней (1973). С 1973
по 1986 —
нач. кафедры обществ, наук
Тюменского высшего
военно-инж. командного училища. С
1987 по 1989 — ст. н.с. ИФ АН Азербайджана, с 1989 по 1992 -
Ин-та проблем освоения Севера СО
РАН. С 1992 и по наст. вр.~
гл. н.с. Ин-та криосферы Земли СО
РАН (Тюмень). Ф. разрабатывает субъектоцентристскую
концепцию он-тол.
антропологии, в к-рой человек
рассматривается как целостный
и универсальный субъект, несущий
в себе глубинные
уровни онтологии мира. В рамках
этой концепции им предложена онтол. модель человеч.
экзистенции, основу
к-рой составляет иерархия онтол.
категорий: свобода, добро,
долг и необходимость. Ф. исходит
из того, что
существуют две противоположных
мировоззренч. и
мировоспроизводящих
концептуализации сущего: первая
— за основу расширяющейся
Вселенной берет субъективное
эманирующее начало, а вторая —
объективное
эволюционирующее начало. Первое
начало, по Ф., основывается на
логосе и вере, второе — на рацио и знании.
Эти две доктрины, по его мнению,
обусловлены двумя
взаимосвязанными вселенскими
процессами: объективацией
субъекта и субъективацией
объекта. Их синтез
возможен на трансцендентной,
трансрациональной основе, исходя из примата целого над
частью, логоса над рацио,
веры над знанием. С. т.зр. Ф., мир
представляет собою
расширяющееся бытие между ничто и
нечто. Первоначалом экзистенции
человека и его мира выступает ничто,
в к-ром «запакована» вся
тональность мироздания, перманентно самораспаковывающаяся в
нечто, в полноту
проявленных форм существования.
Им выделяется три
взаимосвязанных трансцендентных
модуса ничто: символ или
семанический вакуум; свобода или
онтол. вакуум;
бесконечный субъект или
ментальный вакуум. Эти
континуумы человеч.
существования ограничены трансцендентными
пределами: символу как семантической
пустоте противостоит знание как
семантическая полнота;
свободе как онтол. пустоте —
обходимость как онтол.
полнота и бесконечному субъекту (духу)
как ментальной
пустоте — конечный субъект (тело)
как ментальная полнота. Между ними находятся
промежуточные семантические,
онтол. и ментальные формы человеч.
многоуровневой экзистенции.
Рассматривая целостное суще-
ствование человека в логосе (слове),
Ф. выявляет семантические
основания человеч. бытия и
менталитета на основе
разработки метафиз. модели
семантического пространства,
иерархические уровни к-рого
образуют символы, ценности,
нормы и знания. Символы несут в
себе трансцендентные
смыслы человеч. существования в
ноумене, в
духе; ценности — смыслы
существования человека в
общеродовых онтол. координатах и
являются продуктом
эманации (либо энтропии) символов;'
нормы, выступающие
результатом эманирования
ценностей культуры,
содержат в себе смыслы соц. формы
человеч. экзистенции; наконец, знания,
являющиеся конечным продуктом
эманирования (или распада)
символов, ценностей
и норм, несут в себе смыслы внешн.,
объектного существования
человека в качестве телесного
существа. Опираясь
на мысль Н.А.Бердяева о том, что «культура
есть великая неудача жизни», т.к. она
существенно подорвала
генофонд жизни, Ф. утверждает, что
цивилизация есть
великая неудача культуры, т.к.
существенно расчело-вечила
человека, раздробив его
целостность на дурную бесконечность
соц. диспозиций, а технология, в
свою очередь,
является великой неудачей
цивилизации, т.к. существенно
сократила генофонд соц. форм
поведения, превратила
соц. существо в «одномерного
человека» и поставила
его экзистенцию под тотальный
контроль порядка объектной необходимости.
Возможность реконструировать
историю взаимообусловленных
процессов объективации
субъекта и субъективации объекта
открывается благодаря тому,
что семантическую основу
субъективной реальности
составляет язык, в к-ром слой за
слоем откладывались
специализированные знаки и значения, иррелевантные
последовательно сменявшим друг
друга ист. ментальным и онтол.
формам человеч. экзистенции.
Из трансцендентной изоморфности
языка бытию
и менталитету Ф. делает вывод, что
именно в такой последовательности развертывались
не только семантические,
но также и онтол. и ментальные
структуры целостной и
иерархической человеч.
экзистенции.
В.М.Шкарупа
оч.: Культура в
семантической модели мира // История и культура.
М., 1991; Универсум морали. Тюмень,
1992; Космическое измерение
человека // ОНС. 1992. №4; Формы
истинного и ложного сознания // Научные и вненаучные формы
социального знания: ответственность
теоретика. М., 1992; Сумма антропологии.
Кн.1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск, 1995; Сумма
антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез
Человека. Новосибирск,
1995; Социальная психология: Курс
лекций. Кн.1-2.
Тюмень, 1997; Историософема,
восходящая к абсолютному мифу
// Философия и мир сегодня. Саратов,
1998; Предельные основания
философии: от
трансценденталий к универсалиям
// Философия. Метафизика. Язык.
Саратов, 1998; Неиное и иное:
Философская онтология бытия (проблема
построения современной
метафизической картины мира) //
Славянские чтения. Вып.У!. Омск, 1998;
Сумма антропологии. Кн.З.
Антропологическая ис-ториософия.
Новосибирск, 2000.
|
|