Возврат на главную
    

П.В.Алексеев. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Академический Проект, 2002.-С.1011-1012.Федоров Юрий Михайлович (автор статьи – Шкарупа В.М.)

 

ФЕДОРОВ Юрий Михайлович (р.23.06.1936) - спец. по филос. антропологии, онтологии и соц. филос.; д-р филос. наук. Род. в г.Гудаута (Абхазия). Окончил Омс­кое высшее общевойсковое командное училище (1960), ВПА (1970) и адъюнктуру при ней (1973). С 1973 по 1986 — нач. кафедры обществ, наук Тюменского высше­го военно-инж. командного училища. С 1987 по 1989 — ст. н.с. ИФ АН Азербайджана, с 1989 по 1992 - Ин-та проблем освоения Севера СО РАН. С 1992 и по наст. вр.~ гл. н.с. Ин-та криосферы Земли СО РАН (Тюмень). Ф. разрабатывает субъектоцентристскую концепцию он-тол. антропологии, в к-рой человек рассматривается как целостный и универсальный субъект, несущий в себе глу­бинные уровни онтологии мира. В рамках этой концеп­ции им предложена онтол. модель человеч. экзистенции, основу к-рой составляет иерархия онтол. категорий: сво­бода, добро, долг и необходимость. Ф. исходит из того, что существуют две противоположных мировоззренч. и мировоспроизводящих концептуализации сущего: пер­вая — за основу расширяющейся Вселенной берет субъективное эманирующее начало, а вторая — объек­тивное эволюционирующее начало. Первое начало, по Ф., основывается на логосе и вере, второе — на рацио и знании. Эти две доктрины, по его мнению, обусловлены двумя взаимосвязанными вселенскими процессами: объективацией субъекта и субъективацией объекта. Их синтез возможен на трансцендентной, трансрациональной основе, исходя из примата целого над частью, логоса над рацио, веры над знанием. С. т.зр. Ф., мир представляет со­бою расширяющееся бытие между ничто и нечто. Перво­началом экзистенции человека и его мира выступает нич­то, в к-ром «запакована» вся тональность мироздания, перманентно самораспаковывающаяся в нечто, в полно­ту проявленных форм существования. Им выделяется три взаимосвязанных трансцендентных модуса ничто: символ или семанический вакуум; свобода или онтол. вакуум; бесконечный субъект или ментальный вакуум. Эти континуумы человеч. существования ограничены трансцендентными пределами: символу как семантичес­кой пустоте противостоит знание как семантическая пол­нота; свободе как онтол. пустоте — обходимость как он­тол. полнота и бесконечному субъекту (духу) как менталь­ной пустоте — конечный субъект (тело) как ментальная полнота. Между ними находятся промежуточные семан­тические, онтол. и ментальные формы человеч. много­уровневой экзистенции. Рассматривая целостное суще- ствование человека в логосе (слове), Ф. выявляет семан­тические основания человеч. бытия и менталитета на ос­нове разработки метафиз. модели семантического про­странства, иерархические уровни к-рого образуют сим­волы, ценности, нормы и знания. Символы несут в себе трансцендентные смыслы человеч. существования в ноу­мене, в духе; ценности — смыслы существования челове­ка в общеродовых онтол. координатах и являются про­дуктом эманации (либо энтропии) символов;' нормы, выступающие результатом эманирования ценностей культуры, содержат в себе смыслы соц. формы человеч. экзистенции; наконец, знания, являющиеся конечным продуктом эманирования (или распада) символов, цен­ностей и норм, несут в себе смыслы внешн., объектного существования человека в качестве телесного существа. Опираясь на мысль Н.А.Бердяева о том, что «культура есть великая неудача жизни», т.к. она существенно подо­рвала генофонд жизни, Ф. утверждает, что цивилизация есть великая неудача культуры, т.к. существенно расчело-вечила человека, раздробив его целостность на дурную бесконечность соц. диспозиций, а технология, в свою очередь, является великой неудачей цивилизации, т.к. существенно сократила генофонд соц. форм поведения, превратила соц. существо в «одномерного человека» и поставила его экзистенцию под тотальный контроль по­рядка объектной необходимости. Возможность реконст­руировать историю взаимообусловленных процессов объективации субъекта и субъективации объекта откры­вается благодаря тому, что семантическую основу субъективной реальности составляет язык, в к-ром слой за слоем откладывались специализированные знаки и значения, иррелевантные последовательно сменявшим друг друга ист. ментальным и онтол. формам человеч. эк­зистенции. Из трансцендентной изоморфности языка бытию и менталитету Ф. делает вывод, что именно в та­кой последовательности развертывались не только се­мантические, но также и онтол. и ментальные структуры целостной и иерархической человеч. экзистенции.

В.М.Шкарупа

оч.: Культура в семантической модели мира // Ис­тория и культура. М., 1991; Универсум морали. Тю­мень, 1992; Космическое измерение человека // ОНС. 1992. №4; Формы истинного и ложного сознания // Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика. М., 1992; Сумма ан­тропологии. Кн.1. Расширяющаяся вселенная Абсо­люта. Новосибирск, 1995; Сумма антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека. Ново­сибирск, 1995; Социальная психология: Курс лекций. Кн.1-2. Тюмень, 1997; Историософема, восходящая к абсолютному мифу // Философия и мир сегодня. Саратов, 1998; Предельные основания философии: от трансценденталий к универсалиям // Филосо­фия. Метафизика. Язык. Саратов, 1998; Неиное и иное: Философская онтология бытия (проблема по­строения современной метафизической картины мира) // Славянские чтения. Вып.У!. Омск, 1998; Сумма антропологии. Кн.З. Антропологическая ис-ториософия. Новосибирск, 2000.

Вернуться в раздел

 
 

     Концепция и дизайн - Олег Фёдоров  © 2003-2008