Возврат на главную
    


В.Н.Сагатовский

Книга  Ю.М.Федорова «Антропологическая историософия»

 

            В культурном пространстве СНГ можно по пальцам пересчитать философов, которые обладают четко выраженной интенцией к системному построению концепций, охватывающих в целом поле философских исследований. На базе диалектического материализма строят такого рода концепции В.В.Орлов (Пермь) и Л.А.Зеленов (Нижний Новгород); стремятся к целостному охвату философской проблематики с определенным преодолением марксистских рамок Л.Е.Балашов (Москва) и Д.В.Пивоваров (Екатеринбург); за диалектико-материалистической формой явно прослеживается объективно-идеалистическое содержание у А.К.Манеева (Минск); классически идеалистическую систему развивает Ю.М.Федоров (Тюмень); попытку синтеза положительных моментов экзистенциализма, трансцендентализма и материализма предпринял в своей антропокосмистской философии развивающейся гармонии В.Н.Сагатовский (Санкт-Петербург).

            Из этого списка система Ю.М.Федорова отличается наибольшей стройностью и последовательностью. Я не разделяю ее исходных интуиций, «аксиом», якобы полученных путем откровения «первичного мифа», но, надеюсь, это не мешает объективной оценке сделанного. Перед нами философия субъектоцентризма, онтологические принципы которой распространяются затем на человека и его историю. То, что обычно называется развитием мира, для Ю.М.Федорова есть «расширение Абсолюта», в ходе которого Абсолют (Неиное) проходит стадии инволюции, нарастания присутствие иного, движется от вакуума к хаосу и снова возвращается к самому себе. В человеческой истории эти этапы предстают как культ, культура, цивилизация и технология; на каждом из них убывает подлинная субъективность и нарастает мертвящая и хаотическая объективация (нечто подобное было прослежено Шпенглером и Бердяевым относительно культуры и цивилизации). История, таким образом, в сущности своей драматична, а ее десакрализация с неизбежностью ведет к апокалипсису или, в лучшем случае, к апокатастасису. Катастрофа – природная, социальная, экзистенциальная – оказывается неизбежной; речь может идти лишь о том, сразу ли посткатастрофическое состояние перейдет к вакууму, чреватому новой эманацией и креацией (апокатастасис), или же силы зла достаточно долго будут править свой бал (апокалипсис).

            Все это развернуто логически безупречно, с детальной разработкой соответствующего категориального аппарата. Непоследовательность (на мой взгляд) наличествует в самих «аксиомах», но этот спор выходит за пределы краткой рецензии. Тем более, что я не считаю исходные посылки автора абсолютно ложными. Я рассматриваю его построения как вполне адекватный сценарий возможного развития, как одну из линий, объективных тенденций в развитии универсума и человеческого общества. Он «распрямил» эту тенденцию, придал ей характер «магистральной», единственно возможной линии развития; но это сделало представление такой – «апокалиптической» – возможности особенно выпуклой. Я бы сравнил значение подобных построений с ролью антиутопий, романов-предостережений в научной фантастике, призывающих человека к ответственному выбору в сложной и драматической ситуации. Думаю, что на фоне постмодернистского «пира во время чумы» сама возможность осуществления философских построений в классическом жанре есть уже своего рода подвиг движения вопреки агрессивной моде. Не сомневаюсь, что публикация новой монографии Ю.М.Федорова, последовательно продолжающего линию, начало которой было положено в его «Универсуме морали» (Тюмень, 1992), будет значительным событием в философской жизни (на ее, разумеется «метаисторическом», а не «тусовочном» уровне).

Вернуться в раздел

 
 

     Концепция и дизайн - Олег Фёдоров  © 2003-2008