Работа Ю.М. Федорова
поразительна уже своим наз-
ванием. В ней построена
удивительно целостная и
стройная
концепция уровней
человеческого бытия и
соответствующих
им ментальных структур
и изложена концепция морали как
особого универсума
нравственных значений,
структура ко-
торых является релевантной
структуре бытия человека, за-
ключающего в себя космический,
родовой, социальный и
природный универсумы.
В
работе дан анализ истинных и
ложных форм созна-
ния, структуры этического
знания.
Логическая
целостность, представленное
движение мо-
рального сознания от
протофеноменов морали к их фено-
менам, эпифеноменам и
гиперфеноменам., яркий язык, си-
стемная целостность работы
буквально ошеломляют. Но
ошеломляют по-разному. Одних —
захватывающей перспе-
ктивой вытекающих из концепции
следствий, которые мо-
гут возникнуть в самых
различных областях познания, в
том
числе в анализе конфликта, при
экспертизах социальных
проектов и программ. Нахождение
фундаментальных ос-
нов такой конкретной
деятельности буквально
разоблачает
с этой точки зрения эмпиризм и
невнятицу мелких схемок,
подходов и проч.
Других
ужасает системной мощью, почти
давлением,
обязательностью освоить
концепцию ради решения простых
вопросов. Здесь можно усмотреть
объективацию личности
автора и ее концептуальную
представленность едва ли не
как
форму
насилия
над
другими
менее
цельными
натура-
ми.
Я
была свидетелем реальности
подобных споров, ока-
завшись одновременно... на
стороне тех и других. Меня во-
схищала построенная концепция
и вместе с тем угнетала ее
монистичность, классичность,
ибо мир-то наш уже явно не-
классический и даже, как
говорят, постсовременный. В нем
уже умерли все боги и все герои,
он уже почти вернулся
к свободе как пустоте. Казалось,
что Ю. М. Федоров не
чувствует этого, что он живет в
мире цельном и полном
смысла. Где он взял такой мир?
В
результате этих размышлений я
присоединяюсь к по-
зиции первых, сторонников
концепции. Для этого у меня
есть ряд серьезных соображений.
1).
Наиболее распространенной
методологией на Запа-
де является постмодернизм. Он
связан с сознательным при-
нятием ситуации смерти богов и
героев, концепцией сво-
боды и плюрализма, единственной
реальности языка, Ум-
берто Эко — ученый медиевист и
писатель в романе «Имя
Розы» дал блистательный
образец применения постмодер-
нистского подхода к
монистическим, целостным мирам.
В
этой связи передо мной встает
вопрос, а применима ли
классика для анализа нашего
разорванного, плюрального
мира? Ю. М. Федоров дал мне на
него ответ, который пре-
жде я не находила.
Почему
метод, сформированный в
условиях колоссаль-
ных соцальных сдвигов
современности, оказался столь
эф-
фективным для исследования
средневековья Умбертом Эко?
Потому, что он раскрыл
невидимую самому этому периоду
сложность, противоречивость и
многообразие. Постмодер-
нистский метод, не видя в мире
никаких сил, кроме само-
движения, нашел его в
средневековье, которое думало о
себе, что движется силой Бога.
Упорядоченное, структури-
рованное пространство классики,
налагаемое на разорван-
ную целостность сегодняшнего
дня (по аналогии), способно
увидеть в ней ту связность,
которую современность сама
не находит. Оба эти акта —
применение постмодернизма к
средневековью и использование
классических по характеру
моделей к современности —
являются актами не только
познавательными,
но и моральными. Первый
открывает в
средневековье свободу, которая
была задавлена целост-
ностью духа. Второй открывает в
современности смысл,
разорванный плюральностью и
устремленностью к разви-
тию мира. Смысл этот состоит в
трансцендировании, выхо-
де за пределы эмпирического
бытия, если не к Богу, то хо-
тя бы к человеческому роду. В
противном случае констата-
ция реальности есть порождение
новых витков распада,
провокация его. Как отмечает
западный социолог Д. Бау-
ман, необходимо развивать не
постмодернистскую социоло-
гию, соответствующую климату
постмодернизма, а социо-
логию, способную понимать
постмодернистский мир. В этом
смысле возрастает значение
концепций, являющихся клас-
сическими по способу своего
построения.
2).
Ощущение насилия, которое
оставляет любая це-
лостная теория, не учитывает
того, каким открытым и без-
защитным становится его автор,
когда он полностью разо-
блачается в этой концепции.
Всякий пустышка может слыть
умником из-за ловко сказанной
фразы, скрыв за ней всю
свою интеллектуальную
несостоятельность. Автор
миропо-
нимающей концепции открыт для
критики целиком. Он не
лучше и не хуже, чем его
концепция. Он такой. Он риску-
ет. Но риск Ю. М. Федорова
оправдан.
3).
Концепция Ю. М. Федорова
работает. Для понима-
ния мира, для понимания самих
себя. Она применена в ис-
следовании Севера.
4).
Она
красива.
Нет
ни малейшего сомнения, что его
труд заслужива-
ет публикации, что читатель,
способный читать философские
книги, найдет в этой работе
явление и новую крупную фи-
лософскую фигуру.