РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ,

ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ

Авторский цикл лекций

ТЮМЕНЬ
 

27.05.2018
Амедео МОДИЛЬЯНИ и художники ПАРИЖСКОЙ ШКОЛЫ
13.05.2018
ДИЕГО РИВЕРА, ФРИДА КАЛО И МЕКСИКАНСКИЕ МУРАЛИСТЫ
6.05.2018
Ренато ГУТТУЗО и итальянский неореализм в живописи и кинематографе
29.04.2018
Зазеркалье Диего ВЕЛАСКЕСА, или по ту и эту сторону холста
22.04.2018
ПИКАССО. Метаморфозы. Одиночество Фавна, или превращения.
15.04.2018
Александр ИВАНОВ – Возвращение в Итаку
1.04.2018
Василий СУРИКОВ – Не для меня сирень цветёт...
21.03.2018
Илья РЕПИН – Мальчик из города Чугуева
27.03.2018
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ (лекция "ЖЁНЫ")
23.01. 2018
КАРАВАДЖО – Пограничник на стыке веков и страстей
16.01. 2018
Питер БРЕЙГЕЛЬ и художники Северного Возрождения
2.01. 2018
ЗИМНЯЯ СКАЗКА

МОСКВА
(февраль 2018)

МАРК ШАГАЛ. Художник с ангелом в голове
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. Сломанные крылья Икара
РЕНЕ МАГРИТТ. Театр абсурда реальности

 

Архив лекций (2016-2017)

Винсент ВАН ГОГ. Выйти из поля

СЮРРЕАЛИСТЫ и Сальвадор ДАЛИ

Русский АВАНГАРД. Мосты к мечте

Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН. За песней трубы потонувшей в лесах…

Анри МАТИСС. В поисках радости

Леонардо ДА ВИНЧИ. Зеркало мира, или полёт через века

Амедео МОДИЛЬЯНИ и художники ПАРИЖСКОЙ ШКОЛЫ

Александр ДЕЙНЕКА, Юрий ПИМЕНОВ

Поль СЕЗАНН. Провозвестник грядущего

ТЮМЕНЬ и художники, жившие и живущие в этом городе
(От «тюменского Хогарта» Ивана Калганова и Александра Митинского до наших дней)

Поль ДЕЛЬВО и художники МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Огюст РЕНУАР. Боль проходит, красота остаётся…

РЕМБРАНДТ и Золотой век голландской живописи

Эндрю УАЙЕТ и АМЕРИКАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ ХХ ВЕКА

Анри ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. Праздник, который остался с нами...

Сандро БОТТИЧЕЛЛИ. Виолончельные струны души...

Франсиско ГОЙЯ. Испаносюита, или Глухой провидец

ЭКСПРЕССИОНИСТЫ

Нико ПИРОСМАНИ. Грузинская рапсодия, или “Это я, это я…”

Клод МОНЕ. Пока кувшинки плавают в пруду...

Клод МОНЕ в Живерни

Эдуард МАНЕ. Взгляд поверх судьбы...

Поль ГОГЕН. В поисках утраченного рая

ГОГЕН на Таити

Густав КЛИМТ и эпоха Модерна

Михаил ВРУБЕЛЬ. Сломанные крылья Икара

Павел ФЕДОТОВ. Один среди всех...

ЖИВОПИСЬ, РОЖДЁННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Марк ШАГАЛ. Художник с ангелом в голове
 

 

О ЛЕКЦИЯХ

 

Мои лекции из цикла «РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ» представляют собой, своего рода, уникальный сплав из фактов биографий, комментариев к произведениям того, или иного художника, знакомства с его предшественниками и учителями, а также учениками и последователями, если они, конечно, имеются. Погружение в исторический контекст Времени, воздух самой Эпохи, или явления в мировой истории живописи, изобразительного искусства, Культуры, как таковой... Неожиданные сравнения и параллели, "ауканья", как я это называю...

Это не лекции, в привычном понимании этого слова. И не беседы. И не монологи. Скорее диалоги о Мировом искусстве, во всех его проявлениях, начиная с живописи и заканчивая поэзией и кинематографом.

Чаще всего, герои моих рассказов, не просто знаменитые, гонимые и непризнанные когда-то, а сейчас известные всему миру Художники (а иногда, и не очень известные, или, практически, забытые уже), а собеседники, собратья по цеху, понятные мне и близкие люди, товарищи, учителя…

Иногда, лекции носят импровизационный характер, иногда – это хорошо продуманное, срежиссированное действо, почти спектакль, имеющий свои прологи, эпиграфы и эпилоги, развитие и драматургию. Фрагменты как известных, так и малоизвестных художественных и документальных фильмов, иногда телевизионных программ, изображения живописных и графических работ, стихи, отрывки и цитаты из различных книг и монографий, живые комментарии.

В процессе подготовки к лекциям и погружения в ту, или иную эпоху, биографию, судьбу – иногда (а в последнее время, достаточно часто) я пишу стихи. Их набралось уже не мало – о Пикассо и Ван Гоге, Леонардо да Винчи и Сезанне, Матиссе и Шагале, Фриде Кало и Диего Ривере, Модильяни и Жанне Эбютерн, Петрове-Водкине и Викторе Попкове, Александре Иванове и Василии Сурикове, Эндрю Уайете и Боттичелли...

Образы и произведения Босха и Караваджо, Веласкеса и Питера Брейгеля, Феофана Грека и Андрея Рублёва, Рембрандта и Клода Моне присутствуют в некоторых из них, в частности, в стихотворении, посвящённом Паоле Волковой. В нём, как мне кажется, сформулированы достаточно важные вещи…


НАДЕЖДА

 

            Паоле Волковой посвящается…

 

Бомбят Алеппо, Паола Дмитриевна.
В Пальмире взорваны все «мосты».
И спины тех, кто смотрел на «Гернику»
В витринах Вечности отражены.
И Феофана взгляд всё безжалостней,
А Босха ласковей с каждым днём.
Сад наслаждений в эпоху праздности
Подогревается адским огнём.

Корабль плывёт.
Дурак сидит на мачте.
Мадонна в гроте вытерла стопу…
Кто знает, что там впереди?
Что замаячит...?

Пока кувшинки плавают в пруду,
Тропинка вьётся между кипарисов,
Подсолнухи горят и девочка в анфас
Так смотрит вдумчиво…
И блудный сын к отцу, прижавшись, плачет,
И чаша на столе стоит, 
Надежда есть у нас…

 

27.02.2016

 

В 2017 году не большим тиражом мною была издана книга с одноимённым названием, в которую вошла часть этого поэтического цикла. Надеюсь, в обозримом будущем мне удастся переиздать её в более полном, расширенном варианте.

 

Фотографии, комментарии, отклики, отзывы...

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Волнующая перекличка разных эпох. Леонардо да Винчи, Андрей Тарковский, Александр Митта, Вероккьо, Шнитке, Андрей Миронов... Ну и мы с вами - тоже участники этого диалога, срежессированного Олегом Федоровым.
А почему нет?

Ощущение прикосновения к живому, настоящему.
Ощущение себя живой и причастной к вечной красоте. Голова слегка кружится от постоянного переключения ракурсов, видов, столетий, имен.
Я попадаю в волшебный мир переживаний, чувств, пред-чувствий, намеков, забытых, дорогих воспоминаний. Все это очень тонкая, нежная материя - ускользающая, манящая, тающая при грубом прикосновении: сфумато. Я встречаю на стене тайный знак - привет из детства - иллюстрации к любимому мною Льюису Кэрролу. Я сама - как Алиса в зазеркалье. Отражаюсь в глазах Моны Лизы, а она отражается в моих...

Я наполняюсь смесью из счастья и тоски, когда слышу музыку Шнитке. Эта музыка - еще одна из моих драгоценностей. Совсем недавно я выбрала именно ее для подготовки своего сольного танца. И вот - встречаю снова здесь, в студии Олега Федорова. Для меня это - еще одно отражение, пароль для входа в пространство, где реальность чудесно искажена, свита в Спираль и в силу этого сближает людей, живущих в разное время и в .разных точках планеты.
А может быть, все ровно наоборот, и наша привычная реальность есть не что иное, как странное искажение этой объединяющей пространства и эпохи Спирали? Если это так, то тогда становится понятной вечная тоска по волшебному миру, который зовет нас и ускользает за поворотом, словно Белый Кролик.

Екатерина Баянова

Тюмень, 4 июля 2017

 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Невесомая фигурка ангела из прозрачного пластика (значит, как и написано в Книге, не отбрасывающая тень) качалась слева надо мной, а вокруг располагался тот самый живописный художественный беспорядок, который, как и написано в книгах, бесспорно выдавал в радушном хозяине представителя этой творческой профессии. Олег слегка нервничал: обещавшие прийти в большом числе постоянные любительницы его творческих вечеров по случаю дождливой погоды запаздывали, а в его уютной и тесной студии появились двое мужчин, ранее здесь не замеченные. Позднее, один из этих двоих совершенно справедливо уличит - не Олега, нет, - молодого Леонардо, что в его "Благовещении" архангел таки отбрасывает тень. Впрочем, как к счастию оказалось, более зрелый да Винчи в следующем варианте картины это очевидное упущение исправил. Шесть веков назад.

Синие шторы раскрытых настежь высоких окон хлопают от порывов ветра. Дождь за ними то продолжается, то перестаёт. Шум города почти не доносится сюда. В тесной студии сидят, почти прижавшись друг к другу, на двух диванах, стульях, подушке на полу с десяток человек и смотрят на экран - пару листов ватмана, прикреплённых к мольберту, на которых проектор высвечивает одна за другой картины художников Ренессанса – и северного, и итальянского, скульптуры, пейзажи, лица и лики, воспроизводит отрывки из фильмов о Леонардо и его загадках, или вовсе не о нём, а о Тарковском, но получается, что всё равно о нём. В помещении с высокими потолками возникает то музыка, то голоса персонажей. И вновь, и все два с лишним часа – звучит успокаивающий глуховатый негромкий голос Олега, иногда уходящий в себя, становящийся почти неслышным, но всегда слышимый, словно ведущий сомневается в том, о чём говорит, и приглашает всех к сомнению, но на самом деле знает и понимает многое из того, что вроде бы давно известно, хотя оказывается, что не совсем, или совсем нет, и здесь сокрыта тайна.”

Александр Анохин

Тюмень, 5-6 июля 2017


ПИРОСМАНИ

ПОСЛЕ…

После хорошего вина остаётся послевкусие.
После общения с хорошими людьми остаётся послеслышание.
После встречи с большим художником и человеком остаётся послечувствие.
После встречи с умным текстом, спектаклем, или же фильмом – послемыслие.
После хорошего вечера – и послевкусие, и послемыслие, и послеслышание и послечувствование.

Спасибо всем, кто пришёл.
Спасибо Нико Пиросмани за то, что был и оставил то, что оставил.
Спасибо Георгию Данелия, Тенгизу Абуладзе, Резо Габриадзе, Отару Иоселиани, Ираклию Квирикадзе, Георгию Товстоногову, режиссёрам Гиге Лордкипанидзе и Амирану Дарсавелидзе, создавших удивительную философскую и пронзительную поэтическую кинопритчу о последних днях Пиросмани, спасибо выдающемуся грузинскому актёру Отару Мегвинетухуцеси, чьи глаза и взгляд забыть уже не возможно, если увидел хотя бы один раз. Спасибо за наивность, за чистоту, за живопись, за мудрость, за поэзию, за вымысел, за правду.
Спасибо вину, сыру, хлебу и винограду, которые были в этот вечер на нашем столе.

Спасибо Галактиону Табидзе, Андрею Вознесенскому и его “Грузинским базарам”, Павлу Антакольскому и Булату Окуджаве, чьи стихи о Пиросмани я прочитал, а “Грузинскую песню” забыл поставить. А жаль…

Пусть прозвучит вдогонку…

В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Cиний буйвол, и белый орел, и форель золотая...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Олег Фёдоров

10 сентября 2017

 

ПИРОСМАНИ

Олег, еще раз хочу выразить благодарность за встречу и повествование. Вам удалось приоткрыть философию работ Пиросмани. По крайней мере для меня). И конечно воспоминания о великих грузинских традициях и о Грузии. Бывала)). Есть повод пересмотреть грузинский кинематограф. Вино, очень дополнило теплоты от встречи. Спасибо!

Наталья Фёдорова

Доброй ночи! Ваш виноград, Пиросмани, Грузия, фильмы и стихи были светлыми и прекрасными. Спасибо за Ваш труд, Олег Юрьевич!

Наталья Ильиных

Огромное спасибо Олег за прекрасный иллюстрированный рассказ о великом художнике !!!! Было очень интересно .))!!!!

Юлия Раковская

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Катерина Баянова

Олег Юрьевич, спасибо за чудесный вечер о Пиросмани. Я в полном восторге. Мое послемыслие до сих пор со мной))))

Флора Загидуллина

Тюмень, Сентябрь 2017

 

РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ В МОСКВЕ (1)

(сентябрь 2016 года)
http://yugeneonil.livejournal.com/216392.html?http://..

10.09 - Питер БРЕЙГЕЛЬ и Северное Возрождение
11.09 - РЕМБРАНДТ и Золотой век голландской живописи
17.09 - Амедео МОДИЛЬЯНИ и художники Парижской школы
18.09 - Фрида КАЛО и Диего РИВЕРА

ОСЕНЬ ОТКРЫТИЙ

Что такое осень? Осень - это не только пора разноцветного листопада, прозрачного от холода воздуха, горячего чая и уютных, любимых свитеров. Осень - это ещё и время созерцания, осмысления и, если хотите, самообразования и следующих за этим открытий. Особенно приятно когда эти процессы происходят через погружение в Искусство. Для меня таким открытием стал цикл лекций Олега Фёдорова "Рассказы о Художниках". Должна признать, не без опасения собиралась на лекцию "Рембрандт и золотой век голландской живописи". Опасалась, что со своим уровнем знаний "любителя" о живописи, окажусь окружённой знатоками от искусства. Каково же было моё приятное удивление, когда искусство заговорило со мной на доступном, понятном мне языке и доселе малознакомый мне Рембрандт обратился ко мне не только как гений с высоты своего величия, но прежде всего как Человек. "Человек на все времена".

Возвращалась домой с личным убеждением, что без искусства наша жизнь не имела бы смысла и преисполненная каким-то светлым, парящим чувством, которое, подозреваю, именуют не иначе как вдохновение. Вдохновение на жизнь. Вдохновение на работу над собой и стремление расти, совершать открытия. После этого ещё неделю ходила под впечатлением и с нетерпением ждала выходных, чтобы вновь иметь возможность прикоснуться к прекрасному и обрести смысл. Поэтому, пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить за предоставленную возможность Олега Фёдорова (Олег Фёдоров) и организаторов лекций, в частности Аллу Нестеренко (Alla Ispravnikova-Nesterenko) Теперь с удовольствием собираюсь посетить лекции "Амадео Модильяни и художники Парижской школы" и "Фрида Кало и Диего Ривера". Кто знает, какие ещё открытия я совершу?..

Вера Петухова

Москва. Сентябрь 2017


РЕМБРАНДТ и Золотой век голландской живописи

Посетила с дочерью лекцию о Рембрандте и Золотом веке голландской живописи. Понравилось все!!! Само помещение, где проходила лекция, интереснейший Олег Федоров, читающий нам свои стихи и так увлекательно рассказывающий о трагической судьбе Рембрандта, о Вермеере... И даже колокольный звон, доносящийся из храма неподалёку, словно дополнял эту удивительную атмосферу, погружая нас в ту историческую эпоху ... Спасибо Вам, Алла, за подаренную возможность приобщиться к прекрасному! Удачи вам и успехов в ваших начинаниях!!!

Ольга Жаворонкова

Москва. Сентябрь 2017

 

Амедео МОДИЛЬЯНИ и художники Парижской школы

Олег, спасибо Вам большое!! Я получила огромное удовольствие, отдохнула и вдохновилась!!! Вспомнила свои лекции в Щукинском училище по изо и погрузилась в атмосферу двадцатого века!! За интернетом и тв мы совсем теряем живое общение и такие лекции (литературные, творческие гостиные) приглашают и призывают нас к живому общению!! К новым мыслям...
Модильяни это красивая и трагическая биография художника…

Elena Laguta-Semenova

Москва. Сентябрь 2017


Фрида КАЛО и Диего РИВЕРА

Спасибо за интересное мероприятие и приятные эмоции! Три часа пролетело незаметно ( вспоминаю сейчас, как в институте одна пара долго тянулась:)). Очень понравилось, то что Олег рассказывает про свои эмоции о художниках, картинах и делится ими.

Elena Burdakova

Москва. Сентябрь 2017

 

РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ В МОСКВЕ (2)

(январь 2017 года)
http://yugeneonil.livejournal.com/219411.html

21.01 - Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН
22.01 - Рене МАГРИТТ, Поль ДЕЛЬВО и художники МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
28.01 - Анри ТУЛУЗ-ЛОТРЕК
29.01 - Эндрю УАЙЕТ и американские художники ХХ века
 

Рене МАГРИТТ, Поль ДЕЛЬВО
и художники МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА


"Lo real maravilloso"

(моя заметка для тех, кому не удастся попасть на лекцию Олега Федорова "Рене Магритт, Поль Дельво и художники "магического реализма" из серии "Рассказы о художниках" 22 января 2017)

"Чудесная реальность" привлекала меня еще со времени моей учебы в школе, когда я читала "Нос", "Портрет" и "Невский проспект" Гоголя, "Песочного человека " Гофмана, она была позднее романах Дж. Джойса, Верджинии Вульф, А. Платонова, М. Булгакова, Г. Гарсия Маркеса, Х. Л. Борхеса , К. Кастанеды, М. Павича и Виктора Пелевина. Переплетение действительности и легенды, аллюзии к мифам, фантастические аберраций от реальности и обыденного приводило всегда к тому, что невероятное становилось правдоподобным, и наоборот - обыденное казалось чудесным. "Магический реализм" - энциклопедии осторожно уточняют, что это "один из самых блуждающих терминов XX века", он "скорее описательный, чем точный" и существует "на разных смысловых уровнях".

Олег Федоров будет говорить о таких художниках, как Поль Дельво, Рене Магритт, Джорджо де Кирико, Эндрю Уайэт, сэр Стенли Спенсер, Фрида Кало и о некоторых других. Эти художники стремились разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. В своих полотнах из реальных вещей они создавали мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Они блистательно умели «режиссировать» чувства зрителей. Казалось бы, мир, созданный ими, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгалось ирреальное, разрушающее этот привычный мир.
Я бы очень хотела отложить все свои организаторские заботы и послушать именно эту лекцию потому, что это, пожалуй, очень редкая возможность побывать во "снах наяву", так как современный мир может быть очень быстрым, и перед нашими глазами каждый день проходят тысячи изображений. Все, чего бы хотели художники "магического реализма", чтобы люди просто остановились и подумали: «Это невероятно!». И, если вы подумаете о чем-то таким образом, то сможете увидеть в окружающих предметах то, чего не видели до сих пор.

Alla Ispravnikova-Nesterenko

Москва, январь 2017

 

РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ В МОСКВЕ (3)

(февраль 2018 года)

КАРАВАДЖО. Пограничник на стыке веков и страстей
https://be-art.timepad.ru/event/638907/
МАРК ШАГАЛ. Художник с ангелом в голове
https://be-art.timepad.ru/event/637739/
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. Сломанные крылья Икара
https://be-art.timepad.ru/event/637888/
РЕНЕ МАГРИТТ. Театр абсурда реальности
https://be-art.timepad.ru/event/641083/

P.S. На данной странице я разместил только свои фотографии, которые, чаще всего я делал (с согласия присутствующих, конечно) либо в начале лекций, иногда в процессе (когда вспоминал о том, что такая возможность существует), либо уже после (речь идёт о Москве), когда большая часть аудитории расходилась.

 

 

Олег Фёдоров © olegfedorov@mail.ru