В декабре прошлого года я издал шесть наборов открыток - четыре моих и два Власовских (Олег Власов был моим другом и чрезвычайно близким, по духу, изобразительному языку и профессиональным поискам Художником). Тиражи наборов незначительные - по 50 и 30 экз. Осталось, в общем-то, уже не так уж много экземпляров... За пределы города, к сожалению, эти наборы не вышли, если не считать лично подаренные мной некоторым московским друзьям и знакомым, а также отделам живописи и графики Государственной Третьяковской галереи...

Существуют они и в поштучном варианте...

Поэтическое переживание мира - важная, существенная характеристика творчества Олега Фёдорова. В его произведениях визуальный мотив подробно разработан, сюжетно обусловлен. Иногда ритмическая острота, событийность уступают место как бы вневременному состоянию мира. Живопись художника приобретает лапидарный характер, адекватный мотиву и темпераменту автора.

Наталья Сезёва, искусствовед


Олег Фёдоров "Живопись (1)" (набор из 16 открыток)

Олег Фёдоров в своём творчестве интровертен. В своём образном видении мира он почти никогда в нём не растворяется, не выходит за пределы своего “я”. Оттого так “автопортретные” все его образы.И ещё хотелось бы отметить “сдержанность” экспрессионизма Олега Фёдорова. Он избегает лишних деталей, лишнего штриха. Но за этой сдержанностью угадывается большой духовный опыт и утончённый вкус.

Зинаида Черниева, искусствовед.


Олег Фёдоров "Живопись (2)" (набор из 16 открыток)

Надо сказать, одно из достоинств художественной манеры О.Федорова способность
к варьированию, отсутствие привязанности к одним и тем же отработанным приемам,
к одной излюбленной гамме. Соответственно не переходит из полотна в полотно одно и то же состояние, но в каждом из них бесконечно многообразная гамма эмоций....

Татьяна Борко, искусствовед


Олег Фёдоров "Рисунки, линогравюры..." (набор из 20 открыток)

Олег Федоров – художник многосторонний, пробующий себя в различных жанрах, обращающийся к различным техникам, но сохранивший при этом на протяжении всего творческого пути единую авторскую манеру и свой неповторимый взгляд на мир. К каким бы темам он ни обращался (портрет, лирический пейзаж или суровые городские виды), манера художника остается узнаваемой и вместе с тем, каждый раз новой. Экспрессивные движения кисти, энергичный цвет, не соответствующий реальной окраске предметов, но очень точный в передаче настроения – яркие черты живописи О.Федорова.

Героями произведений О.Федорова становятся не только люди, но и городские бараки, дом с заснеженной крышей, дым, струящийся над кварталами. Как люди на портретах художника, так и неодушевленные предметы могут мыслить, чувствовать. Им присущи одиночество и тоска, или стремление к свободе и воодушевление. Сам художник словно бы проживает жизнь каждого из своих персонажей. Похоже, какой бы образ ни возникал на холсте автора, это всегда отчасти автопортрет, даже в пейзаже и натюрморте. Способность чувствовать материю мира позволяет Олегу тонко понимать свойства любого материала, легко осваивать любую технику. Поэтому он, не страшась, берется за керамику, графику, пастель, но в силу экспрессивного характера предпочтение отдает живописи.

Татьяна Борко, искусствовед, доктор философских наук

 


Олег Фёдоров "Графика" (набор из 24 открыток)

 

 

Об Олеге Власове…

Олег Власов художник… А дальше не знаю что написать... Не простой судьбы? Мощной, яркой индивидуальности? Драматического мироощущения? Расхожие какие-то фразы, штампы… Олег был моим другом, близким другом, может, поэтому сложно…?

Как живописец, он оставил не так уж много работ. Но каждая из них - этап в жизни, результат долгого периода обдумывания, “проживания”… Он был по настоящему неравнодушным и внимательным зрителем, читателем… Свободным от принадлежности к каким-то профессиональным сообществам и группам художником, человеком.
Перелистывание альбомов, чтение книг, неспешные, продолжительные прогулки по залам московских и питерских музеев, а потом обсуждение увиденного, прочитанного, прочувствованного были весомой частью нашей жизни, возможно, наиболее важной частью, которая потом, а иногда и сразу, моментально - выливалась в написание и делание своих картин, текстов, стихов, линогравюр, рисунков…

Увлечение французами - Утрилло, Сутиным, Модильяни оставило свой отпечаток в таких ранних вещах Олега, как “Дворик”, “Снег”, “Зима” (1985).Одна из самых любимых мною его работ “Сон” (1985) навеяна песней Александра Розенбаума “Серый в яблонях конь”. На мой взгляд, в ней также чувствуется влияние живописи Петрова-Водкина, фильмов Андрея Тарковского… Это очень русская, спокойная, созерцательная работа. В ней есть что-то невыразимое, то, о чём лучше промолчать, чем говорить... Конь проскакал, часовня отражается в озере, мальчик спит в траве, тихий ангел пролетел…


Олег Власов "Живопись" (набор из 20 открыток)

 
К сожалению, возможности отснять оригинал работы у меня не было. В начале 90-х Олег подарил этот холст одному своему знакомому, который уезжал на тот момент из страны в эмиграцию. Следы его затерялись. Репродукцию я реконструировал по старому слайду, практически по памяти…

Олег никогда не стеснялся говорить о своих Учителях в искусстве и пристрастиях… В “Пьянице” (1987) отчасти материализовалось его увлечение Хальсом, в “Ковчеге” (самая загадочная и масштабная его работа. Писал он её на протяжении 4 лет) - австралийским искусством, наскальными росписями… Возникновение “Флейтистов” (1988) напрямую связана с музыкой Глюка, его знаменитой темой из “Орфея и Эвридики”, но не только…”Канатоходец” (1986) - с песней Владимира Высоцкого “Четыре четверти пути” и очень отдалённо, условно, я бы сказал, с живописью Шагала, которую Олег любил, которой восхищался… Так же, впрочем, как русской иконописью, лубком, работами импрессионистов, Гогена, Ван Гога, немецких художников начала ХХ века и множеством других явлений в Культуре, мировой живописи, графике, кинематографе, музыке, поэзии, литературе…В Жизни и в Искусстве…

Его увлечение керамикой оставило целый ряд высококлассных авторских работ, сделанных в различной манере, начиная с миниатюрной, настольной “Перечницы” и заканчивая многочисленными тарелками, масками и такими монументальными, пусть и небольшими по размеру, работами, как “Распятие” и “Адам и Ева” (1992)

 

Его графические циклы и рисунки пронизаны любовью и сочувствием к человеку, независимо от того, какое место в этой жизни он занимает (“Дворник”, “Шут”, “Пьяница”, “Лев Толстой”. “Еврей в соломенной шляпе” (1986-87). Отдельно хотелось бы выделить рисунок, который я условно называю “Одиночество” или “Под усталым фонарём” (1986) и удивительные по глубине, выразительности и точности соответствия литературному и поэтическому первоисточникам - иллюстрации (скорее, даже, авторские рисунки) к поэме Сергея Есенина “Пугачёв” (1986-87) и повести Леонида Андреева “Иуда Искариот” (1985). Образ Пугачёва, на мой взгляд, лучше, чем Олег, в мировом графическом пространстве, никто не создал, и уже не создаст… Так же , как Кола Брюньона Евгения Кибрика, Дон Кихота Гюстава Доре, “Алису в стране чудес” Геннадия Калиновского.

Несмотря на обилие имён и явлений, оставивших свой след в творчестве художника, главным и абсолютно непреложным для меня остаётся следующее (не буду цитировать Анну Ахматову по поводу того “когда б вы знали, из какого сора…”): за каждой работой Олега стоит его личность, его индивидуальность, душа…
По большому счёту, явление в современном мире искусства редкое…


Олег Власов "Графика" (набор из 20 открыток)

 

С творчеством Вольфганга Борхерта, немецкого писателя, прожившего всего лишь 26 лет и оставившего после себя в 1947 году одну пьесу и несколько сборников рассказов, когда-то познакомил Олега я, а меня мой Отец. Результатом этого знакомства (опять же не просто “знакомства”, а “погружения” в поэтическую прозу Борхерта) являются две живописные работы и три графических листа: “Ночь” (1986), написанная по мотивам рассказа“Город”, и “Жираф” (1987) (одна из программных работ Олега, пожалуй, самая узнаваемая и любимая зрителями), которая, в общем-то, является живописной интерпретацией последней фразы рассказа “Поезда днём и ночью”:

                     "Ты - железная дорога, протарахтел, прокричал, ты - рельсовый путь: что только не случается на тебе, что только не делает тебя ржаво-тусклым и серебряно-блестящим.
                     Ты - человек, и твой мозг по-жирафьи высоко где-то наверху, на бесконечно длинной шее. И никто толком не знает твоего сердца"...


                                                            Перевод Н.Ман. “Вольфганг Борхерт “Избранное”.
                                                            Москва, “Художественная литература”. 1977


Олег Власов был… Почему был? Есть. Художник всегда остаётся быть в своих работах… Присутствует незримо. Живёт внутри каждой. Воздействует на зрителя. Делится своими мыслями, беспокойством, грустью, теплом… Существует.

Олег Фёдоров

17.11.2012

Конь исчезает, а мне не уснуть… (О художнике Олеге ВЛАСОВЕ)
(Продолжение)

Сайт, посвящённый Олегу Власову
http://www.ofedorov.ru/vlasov
 

Тюмень, до востребования...
(нереализованный проект)

Юрий Юдин "Из цикла "Старый город" 1990-е... (х.м.)


Макет обложки набора из 16 открыток.

Подробнее здесь:
Тюмень, до востребования...
(продолжение)

 

Наборы открыток можно приобрести:

В Тюмени:

магазин "Знания"
(Первомайская 3)
Литературно-Краеведческий центр
(Первомайская 14)
арт-галерея «Новый свет»
(Герцена - 72 )
киоск Тюменского музея изобразительных искусств
(ул. Орджоникидзе - 47)

 

Олег Фёдоров © olegfedorov@mail.ru